Административный договор это

Административно-правовой договор (соглашение)

1. Административный договор— это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

2. По предметному критерию различают:

•   договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);

•   договоры в сфере управления государственной собственностью;

•  договоры, обеспечивающие государственные нужды;

•   контракты с государственными служащими, студентами;

•   финансовые и налоговые соглашения;

•   договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

•   различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

•   договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте).

Существуют разные типы договоров, но им всем присущи общие принципы договорного регулирования. Это:

1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий);

2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон;

3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;

4) эквивалентный характер;

5) взаимная ответственность сторон, выражаемая словами: «договор есть закон для сторон» и «заключил договор — исполняй».

Договор является универсальным средством правового регулирования и применяется как регулятор общественных отношений во всех отраслях права. Удельный вес и значение договорного регулирования определяются сущностью и содержанием соответствующей отрасли права.

Все договоры отличаются специальными признаками, определяемыми спецификой регулирующей их отрасли.

Поскольку право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично-правовую подсистемы, наиболее общим будет разграничение договоров на частноправовые и публично-правовые.

К последним относятся международные, федеративные, конституционные, административные, финансовые, налоговые и другие договоры. Самый яркий образец частноправовых договоров — гражданский.

В управленческих отношениях чаще всего присутствует власть и подчинение, тогда как участники гражданско-правовых сделок являются равноправными субъектами. А между этими принципиально различными видами правовых связей находят место отношения смешанного типа, в которых в той или иной пропорции сочетаются власть и равноправие.

Например, гражданско-правовой договор перевозки пассажиров связан с правом одной стороны в административном порядке налагать штрафы на другую сторону за нарушение правил пользования транспортными средствами (см. ст. 205—209 КоАП РСФСР).

Еще больше с властными началами связаны трудовой договор, конкурсная продажа объектов приватизации, договор о платном обучении в государственном вузе.

Административный договор тоже представляет собою вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон.

Так, в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г.1 раздел V полностью посвящен поступлению граждан на военную службу по контракту.

Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны РФ или другим уполномоченным ведомством на срок от 3 до 10 лет.

Договоры между субъектами властных полномочий довольно часто называются соглашениями. Примером может служить п. 6 ст.

15 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», который обязал Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества заключать соглашения, определяющие основные направления, формы и методы сотрудничества по выполнению Государственной программы приватизации.

Административный договор — разновидность публично-правового.

В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим одностороннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основанным на равноправии сторон.

Вышеупомянутые общие принципы договорного права действуют по отношению к административным договорам с определенными ограничениями, обусловленными особенностями административно-правового регулирования.

Отдельные элементы соглашений могут присутствовать во «всех управленческих отношениях, в том числе и субординационных. Как правило, в таких случаях законодатель говорит о согласовании, содействии, одобрении, взаимодействии, координации действий субъектов административного права. Но это чаще всего частные случаи использования отдельных договорных элементов.

Заключение договора всегда предполагает определенное равноправное сознательно-волевое согласование субъектами административного права своего поведения, административные договоры опосредуют координационные (горизонтальные) управленческие правоотношения.

Они представляют собой «особую форму правового олосредствования регулятивных отношений, используемую в тех случаях, когда субъекты управления какими-то отдельными сторонами своей деятельности оказываются юридически равными и возникает необходимость целенаправленной координации их работы»1.

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение административных (финансовых и др.) прав и обязанностей.

Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного (финансового) правоотношения.

С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстрактных юридических предписаний в конкретные правоотношения.

Исполнительная власть активно занимается договорной деятельностью. Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации готовят многие международные договоры, заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, железнодорожного сообщения, борьбе с преступностью и др.), договоры

Источник: https://admin-laws.ru/ekzamenaczionnye-otvety-po-administrativnomu-pravu/263-administrativnopravovoj-dogovor-soglashenie.html

Глава 9. Административные договоры

Страница 1 из 4

§ 1. Место административного договора в деятельности исполнительной власти

Договор есть волевое соглашение двух или более субъектов права об установлении,

изменении или прекращении субъектив­ных прав и обязанностей. Это правовой акт,

его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия для

его участников или третьих лиц.

Существуют разные типы договоров, но им всем присущи об­щие принципы договорного

регулирования. Это: 1) диспозитив-ность правового регулирования (свобода

договорных условий); 2) автономия воли (добровольность заключения)

договаривающих­ся сторон; 3) формально-юридическое равноправие договарива­ющихся

сторон; 4) эквивалентный характер; 5) взаимная ответ­ственность сторон,

выражаемая словами: «договор есть закон для сторон» и «заключил договор —

исполняй».

Договор всегда представляет собой акт многостороннего ха­рактера, выражающий не

одностороннее волеизъявление, а со­гласование, интеграцию, взаимодействие воли

договаривающих­ся субъектов. Он является универсальным средством правового

регулирования и применяется как регулятор общественных от­ношений во всех

отраслях права. При этом удельный вес и зна­чение договорного регулирования

определяются сущностью и со­держанием соответствующей отрасли права.

Все договоры отличаются специальными признаками, опреде­ляемыми спецификой

регулирующей их отрасли. Поскольку право как систему отраслей можно условно

разделить на частную и публично-правовую подсистемы, наиболее общим будет

разгра­ничение договоров на частноправовые и публично-правовые. К последним

относятся международные, федеративные, конститу­ционные, административные,

финансовые, налоговые и другие договоры. Самый яркий образец частноправовых

договоров — гражданский.

В управленческих отношениях чаще всего присутствует власть и подчинение, тогда

как участники гражданско-правовых сделок являются равноправными субъектами. А

между этими принци­пиально различными видами правовых связей находят место

от­ношения смешанного типа, в которых в той или иной пропорции сочетаются власть

и равноправие. Например, гражданско-правовой договор перевозки пассажиров связан с правом одной сторо­ны в

административном порядке налагать штрафы на другую сторону за нарушение правил

пользования транспортными сред­ствами (см. ст. 205—209 КоАП РСФСР). Еще больше с

властными началами связаны трудовой договор, конкурсная продажа объ­ектов

приватизации, договор о платном обучении в государствен­ном вузе.

Административный договор тоже представляет собою вид сде­лок, в которых

равноправие сторон так или иначе связано с власт­ными полномочиями одной или

даже обеих договаривающихся сторон. Так, в Законе РФ «О воинской обязанности и

военной службе» от II февраля 1993 г.' раздел V полностью посвящен поступлению

граждан на военную службу по контракту. Кон­тракт о прохождении военной службы

заключается в письмен­ной форме между гражданином и Министерством обороны РФ или

другим уполномоченным ведомством на срок от 3 до 10 лет.

Договоры между субъектами властных полномочий довольно часто называются

соглашениями. Примером может служить п. 6 ст. 15 Закона РФ «О приватизации

государственных и муници­пальных предприятий в РФ», который обязал

Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и

Рос­сийский фонд федерального имущества заключать соглашения, определяющие

основные направления, формы и методы сотруд­ничества по выполнению

Государственной программы привати­зации.

Вопрос об административных договорах рассматривался в на­учной литературе еще в

20-х годах^ В 60-х годах о необходимос­ти использования этой формы

административной деятельности писали Ц. А. Ямпольская и В. И. Новоселов^

Очевидно, что эта тема не является новой для науки административного права.

Административный договор — разновидность публично-пра­вового. В системе правовых

связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим

односто­роннее властное волеизъявление компетентного государственного органа

власти, и договором частноправового характера, основан­ным на равноправии

сторон. Вышеупомянутые общие принципы

договорного права действуют по отношению к административ­ным договорам с

определенными ограничениями, обусловленны-; ми особенностями

административно-правового регулирования. От­дельные элементы соглашений могут

присутствовать во всех 1управленческих отношениях, в том числе и

субординационных. ^Как правило, 'в таких случаях законодатель говорит о

согласова-'нии, содействии, одобрении, взаимодействии, координации дей­ствий

субъектов административного права. Но это чаще всего частные случаи

использования отдельных договорных элемен­тов.

Заключение договора всегда предполагает определенное равно­правное

сознательно-волевое согласование субъектами админист­ративного права своего

поведения, административные договоры опосредуют координационные (горизонтальные)

управленческие правоотношения. Они представляют собой «особую форму право­вого

опосредствования регулятивных отношений, используемую в тех случаях, когда

субъекты управления какими-то отдельны­ми сторонами своей деятельности

оказываются юридически рав­ными и возникает необходимость целенаправленной

координа­ции их работы»'.

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов

административного права, влекущее установление, из­менение или прекращение

административных (финансовых и др.) прав и обязанностей. Он является юридическим

фактом, его за­ключение означает возникновение административного (финансо­вого)

правоотношения. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь,

осуществляется перевод абстракт­ных юридических предписаний в конкретные

правоотношения.

Предлагается следующее определение: административный до­говор — это основанный

на административно-правовых нормах и выработанный в результате добровольного

согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из

которых всегда выступает субъект государственной власти, многосторонний акт,

устанавливающий (прекращающий, изме­няющий) взаимные права и обязанности его

участников.

Исполнительная власть активно занимается договорной дея­тельностью.

Правительство РФ, центральные федеральные ор­ганы РФ, органы субъектов Федерации

готовят многие междуна­родные договоры, заключают межправительственные

соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи,

желез­нодорожного сообщения, борьбе с преступностью и др.), договоры

РФ с ее субъектами. Органы исполнительной власти для обеспе­чения основной

деятельности используют трудовые, гражданско-правовые договоры. Административный

договор — это лишь один из договоров, используемых государственной

администрацией для осуществления стоящих перед ней задач.

Классификация административных договоров возможна как на основе общих, так и с

учетом специальных, связанных с их спе­цификой критериев. К специальным

относятся деление на «внут-риаппаратные» (внутриорганизационные), заключенные

между субъектами, наделенными государственно-властными полномо­чиями, и

«внешние», заключенные уполномоченными субъекта­ми государственной власти с

гражданами, организациями.

По степени сложности можно выделить ординарные админис­тративные договоры,

сложные и уникальные. По предметному критерию можно различать: — договоры о

компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);

— договоры в сфере управления государственной собствен­ностью;

— договоры, обеспечивающие государственные нужды (име­нуемые в законодательстве

«государственными контрактами»); — контракты с государственными служащими,

студентами; — финансовые и налоговые соглашения; — договоры о взаимодействии,

сотрудничестве; — различного рода концессии и инвестиционные соглашения; —

договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (ох­рана общественного

порядка и имущества, содействие занятости населения, перевозка в общественном

транспорте, коммуналь­ные услуги).

По общепринятым критериям административные договоры можно разделить на дву- и

многосторонние, типовые и консенсу-альные, предварительные и главные и т. д.

По содержанию можно различать чисто организационные со­глашения и договоры

смешанного типа, в которых организацион­ные вопросы связаны с трудовыми,

имущественными.


Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/adminpravo/5-2010-12-17-03-12-04/83-glava9.html

Административный договор как форма государственного управления

Проблема природы и сущности административных договоров дискуссионна, договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили ни своего четкого научного понимания, ни должного юридического оформления.

Анализ различных точек зрения относительно природы административного договора позволяет выделить следующие его признаки:1) это двусторонний акт, соглашение, выражающее взаимодействие води договаривающихся субъектов (в отличие от актов управления);2) соглашения, которые заключаются в сфере государственного управления;3) обязательным участником административного договора является государство или субъект Федерации в лице соответствующих органов государственного управления (должностных лиц). При этом они выступают именно в качестве субъекта публичного права, реализующего исполнительную власть и наделенного властными полномочиями, статус которого определяется его компетенцией, а не в качестве юридического лица, правовой статус которого определяется его гражданской правоспособностью. Однако следует иметь в виду, что орган государственного управления (должностное лицо) — обязательный, но не единственно возможный субъект административного договора. Последние могут заключаться также между органом управления и гражданином, органом управления и общественными объединениями (иными юридическими лицами);4) содержание договора носит организационно-управленческий характер, в него включаются действия, представляющие собой реализацию исполнительно-распорядительных функций соответствующих субъектов:5) наличие публичного, общегосударственного (а не частного) интереса: целью соглашения является реализация некоего общего блага, достижение общественно значимых результатов;6) административный договор порождает права и обязанности сторон, дополнительные к их компетенции;7) уровень диспозитивности (свободы усмотрения участников при заключении административных договоров) намного ниже, чем при заключении гражданско-правовых или трудовых договоров, так как перечень дозволенных к заключению договоров, их форма и структура, как правило, уже определены законом или подзаконным актом;8) правовой базой административных договоров служат нормы административного права, которые могут содержаться как в законодательных актах, так и в актах органов государственного управления;9) право на заключение административного договора (когда, с кем и на каких условиях) должно быть предусмотрено в нормах о компетенции соответствующего органа государственного управления;

10) договор всегда заключается на основании и во исполнение административно-распорядительного акта (например, служебный контракт с государственным гражданским служащим всегда заключается на основании и во исполнение административно-распорядительного акта -акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ч. 1 ст. 26 ФЗ № 79). Административный договор — средство исключительного регулирования, он не является основным регулятором отношений в сфере административного права, его роль второстепенна и производил от односторонне-распорядительных актов.

Административный договор — это основанное на административно-правовых нормах и заключаемое в публичных интересах в результате добровольного согласования воли субъектов административного права соглашение, хотя бы одной из сторон которого является орган государственного управления (должностное лицо), устанавливающее взаимные права и обязанности его участников.

К административным договорам в литературе относят, например, следующие: федеративный договор; договоры между исполнительными органами субъектов РФ о взаимодействии, сотрудничестве или координации деятельности в различных сферах и отраслях управления; договоры о разграничении компетенции или делегировании полномочий и предметов ведения; контракты с государственными гражданскими служащими, военнослужащими, служащими ОВД и другие договоры.

Источник: https://psyera.ru/administrativnyy-dogovor-kak-forma-gosudarstvennogo-upravleniya_9392.htm

Административный договор как основание возникновения административно-договорного обязательства

(Рогачева Рћ. РЎ., Кошеварова Р•. Рђ.)(«РђРґРјРёРЅРёСЃС‚ративное право Рё процесс», 2012, N 12)Текст документа

АДМ�Н�СТРАТ�ВНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВАН�Е ВОЗН�КНОВЕН�ЯАДМ�Н�СТРАТ�ВНО-ДОГОВОРНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

О. С. РОГАЧЕВА, Е. А. КОШЕВАРОВА

Рогачева Ольга Сергеевна, доцент кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук.

Кошеварова Елена Александровна, студентка Воронежского государственного университета.

Статья посвящена формулированию концепции административно-договорного обязательства.

В частности, анализируются понятия и признаки административного договора как основания возникновения административно-договорного обязательства.

Ключевые слова: административный договор, административно-договорное обязательство, государственное управление, публичный интерес.

Administrative agreement as a basis of administrative and contractual obligationO. S. Rogacheva, E. A. Koshevarova

The article is devoted to formulation of the concept of administrative contractual obligation. In particular, it analyzes the definition and signs of the administrative contract as the basis of occurrence of administrative contractual obligation.

Key words: administrative contract, administrative contractual obligation, state administration, public interest.

Источник: http://www.center-bereg.ru/l679.html